В описании велосипедов FORMAT серии Trail говорится о присущем им наборе различных свойств и даже универсализме. Какие же они на деле? Об этом небольшой обзор, посвящённый флагману серии.
Тем, кто меня знает, известен и род моей деятельности. Остальным читателям сообщу, что являюсь сотрудником велосипедной компании Forward и потому не понаслышке знаю о проекте FORMAT. С коллегами из КБ, создающими эти велосипеды, приходится часто общаться, а результаты их работы всегда перед глазами. Однако близкое знакомство со всеми интересующими моделями, а их немало, как-то не складывалось. И вот, решив исправить ситуацию, я взялся протестировать новый трейловый велосипед на 27,5″ колесах 2016-го модельного года — FORMAT 1311 Elite.
Размер полученного для теста велосипеда: «M» (17”). Сам я ростом 170 см, вес около 70 кг. Как велосипедист обладаю опытом эксплуатации байков разного типа: BMX, шоссе, fixed, trail (на 26″ колесах). Таковы исходные данные. Дальше о том, что я открыл нового, что меня удивило, порадовало и слегка огорчило при знакомстве с FORMAT 1311 Elite.
Внешний вид и первое впечатление
Первое, что бросается в глаза – это насыщенность красками. Яркая красная рама обладает смелым дизайном. Главная фишка – анодированные в золотой цвет обода и цепь. Ни на одном другом велосипеде модельного ряда FORMAT такого нет. Когда стоишь в городе на перекрестке со светофором, то нередко слышишь в адрес велосипеда слова восхищения. Прохожие встречают словами: «Какой красивый и хороший велосипед». Комплимент, наверное, больше велосипеду и его авторам, но и владельцу тоже приятно.
Единственное, что меня не порадовало во внешнем виде – матовая краска. По-моему, она более подвержена к скалыванию от механических воздействий, чем другие варианты покрытий. Я бы предпочёл вариант с глянцем либо металликом. В моей практике катания на велосипедах сколы чаще встречались именно на матовой краске, нежели на велосипедах с другим лакокрасочным покрытием.
Геометрия и комплектация
Тестовая модель велосипеда была оснащена в соответствии со спецификацией производителя за одним исключением. Вместо Rock Shox Recon на тестовом образце установлена Rock Shox XC 32. Отмечу те моменты в спецификации, которые особо порадовали:
- колеса размера 27,5″ – то, что нужно такому велосипеду;
- хорошая вилка Rock Shox, имеющая ось 15 мм ось и неплохой ход в 120 мм;
- руль шириной 720 мм и надежный вынос с небольшим выбегом;
- втулки Novatec на промышленных подшипниках;
- покрышки Maxxis Ardent.
Есть и то, что бы мне хотелось изменить:
- Ход вилки поменял бы с 120 мм на 140 мм. При этом поменялся бы и угол рулевой трубы, что позволило бы увереннее чувствовать себя на крутых спусках и при прыжках;
- Рулевой стакан просится конической формы и вилка, соответственно, тоже;
- Руль бы я поставил с большим подъемом и более выраженными загибами вверх и назад. При моем росте 170 см и небольшой шириной плеч использованная ширина руля показалась подходящей. Не знаю, насколько удобно себя чувствовал бы человек большего роста и широкими плечами;
- Высоту каретки сделал бы чуть выше. Бывало, цеплялся педалями за большие бугры.
Впечатления от езды
Немаловажная особенность – колеса диаметром 27,5″. До этого у меня была только практика использования 26″. Различия ощутимы и заключаются в лучшей проходимости и накате в пользу 27,5″.
Неровности ландшафта обрабатываются гораздо лучше, чем на колесах меньшего диаметра. Через неглубокий рыхлый снег велосипед едет более уверенно.
Правда, поначалу велосипед показался более громоздким и менее маневренным. Чувствовалась «неуклюжесть» велосипеда и неуверенность при прыжках. Но, после нескольких вылазок на покатушки, привык к велосипеду и стал чувствовать себя гораздо увереннее. Недавно вновь прокатился на своем 26″ велосипеде, и, после велосипеда на 27,5″ колесах, он мне показался очень маленьким, будто для подростков.
Несмотря на то, что я тестировал данный велосипед зимой, удалось испытать его как в городских условиях, так и на разнообразном лесном ландшафте.
В городе можно ездить хоть где и при этом не сомневаться в надежности велосипеда. Он позволяет с комфортом прыгать с высоких парапетов и уверенно съезжать с лестничных пролетов. На нем легко даются крутые подъемы из-за правильно сбалансированного диапазона и размера передних и задних звезд. В лесу все ямы, кочки и неровности пролетаешь без особого дискомфорта, а по накатанному снегу едет просто «на ура». На резких поворотах и контруклонах байк ведет себя стабильно.
Порадовал широкий руль в 720 мм, благодаря которому велосипед контролируется намного лучше, чем велосипед c более узким рулем.. Безусловно, радуют посадочный диаметр под вынос 31,8 мм и приятные свипы (прим. ред. — загиб) назад. Очень понравилось, что почти вся трансмиссия велосипеда, включая тормоза, группы Shimano Deore.
Задний переключатель культурно идет классом выше – хорошее конструкторское решение. В результате все работает как часы и не вызывает нареканий. Ход тормозной ручки плавный и мягкий, а сами тормоза очень отзывчивые. Двадцати скоростей более чем достаточно для комфортной эксплуатации. Каретка на выносных подшипниках также не может не радовать, как и выбранные размеры тормозных дисков. Впереди стоит ротор диаметром на 180, а сзади на 160 мм.
Я предпочитаю покрышки фирмы Maxxis, потому был рад, что на данном велосипеде стоят именно они. Выбранная модель Ardent имеет ширину в 2,25 дюйма, цепкий протектор и неплохой накат даже на плоскаче.
Выводы
В целом байк, несмотря на броский вид, получился очень уравновешенным, сбалансированным и надежным в эксплуатации. Комплектующие подобраны грамотно. Внешний вид радует и при первой встрече и в ходе эксплуатации.
Если вы любите кататься абсолютно везде, от городских улиц с их рукотворными препятствиями, до лесного бездорожья со злыми спусками, то FORMAT 1311 Elite вполне может быть вашим хорошим спутником.