Хорошо известно, что велосипедист, едущий позади автомобиля, испытывает существенное снижение аэродинамического сопротивления. То, как действует на велосипедиста автомобиль, едущий позади, менее изучено и не учтено в правилах UCI. Правилами лишь ограничивается минимальное расстояние в 10 метров установленное из соображений безопасности, но и они зачастую не соблюдаются.
Bert Blocken и Yasin Toparlar, ученые из университетов Эндховена в Голландии, провели исследования, в ходе которых в аэродинамической трубе проверялись результаты моделирования соответствующих ситуаций. Результаты исследований опубликованы на сайте www.urbanphysics.net.
Они выяснили, что снижение лобового сопротивления для велосипедиста составляет от 3,7%, 1,4% и 0.2% при дистанции до автомобиля 3, 5 и 10 метров соответственно. Для типичной индивидуальной гонки на 50 км, потенциальное сокращение времени за счет использования данного эффекта составляет 62.4, 24.1 и 3.9 секунды соответственно.
При преодолении гонщиком силы сопротивления воздуха перед ним возникает небольшая область повышенного давления, а позади — разряжение. Разница давлений тянет гонщика назад, создавая сопротивление движению. Двигающийся позади гонщика объект, расталкивая перед собой воздух, повышает давление за ним и снижает выше обозначенный эффект.
Основываясь на своих результатах, исследователи рекомендуют UCI не только поднять текущее минимальное расстояние 10 метров как минимум до 30 метров, но и строго соблюдать его, чтобы избежать нежелательных аэродинамических последствий, которые могут повлиять на исход гонки.